18.97.14.8588.210.11.43

Самозахват берегов стал нормой. Химчане пытаются это изменить через суд с ЖК «Речной»

Инициативная группа против строительства ЖК «Речной» пытается через суд добиться отмены застройки. Первые успехи уже есть: как стало известно из судебных документов, застройщик ООО «Инфинити» не имеет права возводить планируемый объект без госэкспертизы. Кроме того, подтвердился факт нарушения правил пользования охранной зоной, причем ситуация актуальна не только в Химках. Локальная проблема становится общей для всего Подмосковья.

«Возмущение жителей растет. Этот дом здесь никому не нужен»

Жилой комплекс бизнес-класса в 32 этажа высотой 108,4 метра компания «Инфинити» планирует воздвигнуть в Старых Химках на берегу канала имени Москвы. Конфликт вокруг строительства возник сразу же, как появилась информация о застройке. Жители близлежащих улиц убеждены, что многоэтажка неизбежно приведет к проблемам с инфраструктурой. По их словам, уже сейчас районные школы переполнены, на парковках не хватает мест, а транспортная сеть перегружена.

Как рассказывает один из представителей инициативной группы против ЖК «Речной» Валерий Кукольников, первыми в борьбу против стройки включились владельцы гаражей, расположенных на территории, переданной в аренду «Инфинити».

«Ещё с 80-х годов на этой территории находились гаражи. Жители их много лет пытались узаконить, но администрация под разными предлогами им отказывала. В 2012 году по инициативе «Инфинити» началось межевание, и они получили в аренду эту территорию», – рассказывает он. В феврале 2018 года на гаражах появились объявления о сносе, их владельцам предоставили 6 дней на выселение.

«Жители даже не подозревали о происходящем, пока на гаражах не появились эти объявления. Их владельцы первыми стали бороться с произволом. После того, как мы узнали, что дом точно будет строиться, мы тоже начали собирать документы и бороться со стройкой», – рассказывает Кукольников.

Помимо гаражей в территорию застройки вошла часть дороги, которая является единственным проездом к прибрежной полосе, водно-спортивному клубу «Турист», гаражному кооперативу «Дружба-2» и водно-спасательному отряду. Если дом будет построен, дорога войдет в общедолевую собственность владельцев квартир, что запрещено п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, в пользу застройщика отмежевали часть территории лицея №11. По словам Кукольникова, администрация Химок отрицает этот факт: «В состав участка включили также отмежеванную у лицея землю. Хотя администрация это отрицает, мы нашли старые документы, подтверждающие границы территории лицея. У него забрали пол гектара, это ¼ часть». Согласно закону, территория учебного заведения может использоваться только по назначению (п. 3 ст. 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

По словам Ирины Гущиной, тоже выступающей против застройки, напряжение в районе растет: «У нас на почве районных проблем в последнее время возникла куча маленьких инициативных групп. Я впервые узнала о стройке год назад. Мы сразу же стали писать письма в администрацию и губернатору. Но жители тогда еще не объединялись, потому что никто не верил, что такой бред возможен. И в отписках нам тоже отвечали, что там будет торговый центр. В конце июня сносили гаражи, вырубали деревья, тогда и выяснилось, что у «Инфинити» есть разрешение, и стройка дома действительно будет. Тут уже объединились жители и старых домов, и новых».

Гущина рассказывает, что жителей поддержали местные активисты и депутаты. «Когда мы собрали информацию о застройке и очевидных нарушениях, нас поддержали Алексей Дмитриев и «Пpинципъ». Очень помогает нам муниципальный депутат от партии «ЯБЛОКО» Антонина Стеценко, хотя она говорит, что наши успехи случились благодаря нашей организованности. Мы к ней обращались не раз, она направляла запросы по документам в инстанции, благодаря этому теперь у нас есть архивные копии документации по лицею №11. Каждый делает, что может в своей стезе. Есть в нашей инициативной группе строитель, который разбирается в документации по экспертизам. Есть юристы, которые находят нарушения. Я занимаюсь социалкой. У меня ребенок учится в лицее №11, у которого урезали территорию. Есть и люди, которые не входят в нашу группу, но борются с застройкой сами по себе. Нас много, и возмущение жителей всего района растет. Мы не одни такие и не сумасшедшие, нас много. Этот дом здесь никому не нужен», – говорит она.

Самозахват прибрежных зон

Серьезные вопросы вызывает и законность полученных «Инфинити» разрешительных документов.

Выделенный под застройку участок полностью находится во втором поясе зоны санитарной охраны, в водоохранной зоне, а также в защитной полосе источника питьевого водоснабжения Москвы. Это видно из градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) от 26.09.2017.

Вышесказанное означает, что строить на таком участке нельзя. Несмотря на это застройщику удалось получить разрешение Министерства строительного комплекса Московской области. Согласно новому ГПЗУ от 08.12.2017, выданному по запросу «Инфинити», весь участок полностью помечен как разрешенный для капитального строительства.

В документе есть приписка о том, что строительство на участке разрешено с учетом ограничений по зонированию, но информация об этом зонировании якобы засекречена.

Санитарные водоохранные зоны установлены законодательством еще в 1941 году для того, чтобы поддерживать в надлежащем качестве воду, используемую для питьевых и хозяйственных нужд в Москве. «Эти зеленые берега, которые многие считают просто неосвоенной территорией, на самом деле выполняют важную функцию. Как написано в законе, они позволяют самоочищаться и восстанавливаться экологической системе акватории. Поэтому застройка их была жестко запрещена. Бесконтрольное строительство здесь может оставить Москву вообще без питьевой воды», – поясняет юрист Алексей Дмитриев, специалист Общества защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Пpинципъ».

Представители Общества обращались к экспертам по картографии, чтобы выяснить, может ли информация о санитарных зонах являться тайной. Им подтвердили, что подобная информация находится в открытом доступе, и ознакомиться с ней может любой желающий. Открыта она в том числе и для того, чтобы установленным нормам можно было следовать. «В другом суде по тому же объекту мы истребовали планшеты, которыми установлены санитарные зоны. И на этих планшетах нет никаких грифов секретности. А постановления и законы, касающиеся санитарных зон, висят в открытом доступе. Тут совершенно явный мухлеж, причем на уровне правительства Московской области», – отмечает Дмитриев.

«Кроме того, мы направили в Природоохранную прокуратуру Московской области заявление с требованием провести проверку по факту выданного разрешения на строительство. Из пояснительной записки прокуратуры следует, что застройщик нарушил правила использования зоны второго пояса санитарной охраны».

Как рассказывает Дмитриев, природоохранная прокуратура объявила «Инфинити» предупреждение о недопустимости нарушения закона. На следующем судебном заседании юрист намерен истребовать документ – из него станет ясно, какую именно деятельность на этой территории застройщик не имеет права вести.

Незаконность застройки подтвердила и Главгосэкспертиза, находящаяся в подчинении Министерства строительства РФ. В ответе от ведомства сказано, что здание высотой более 100 метров является уникальным объектом, к которому предъявляются особые требования – экспертиза таких объектов может быть только государственной. По словам Алексея Дмитриева, ответ Минстроя РФ особенно важен для хода дела: «У нас суды такие дела рассматривают достаточно формально. Обычная позиция Минстроя Московской области или Комитета по строительству в Москве такая – «Нам принесли пакет документов, мы галочки проставили – это есть, это есть, это тоже есть – всё, разрешение выдаем». В этом процессе такая позиция не сложилась. Суд принял наше увеличение оснований иска в этой части и, соответственно, будет рассматривать этот вопрос».

Юрист отмечает, что проблема застройки санитарной зоны характерна не только для Химок, но для всего Подмосковья. По его словам, зонирование территорий пропало из градостроительных планов многих районов, в частности, это произошло в Дмитровском районе и в Мытищах. Несколько таких дел ведут специалисты. «Получается что с одной стороны запрет не снят, а с другой – он перестает работать. Зоны никто не отменял, но их не отражают в документах, а следовать им невозможно, потому что они нигде не указаны», – говорит Дмитриев.

Свои комментарии по ситуации «ЯНовостям» дал Сергей Менжерицкий, руководитель всероссийского общественного экологического движения «Открытый берег».

«Есть статья 6 Водного кодекса РФ, которая гарантирует доступ к водным объектам общего пользования и береговым полосам. Например, если длина реки – свыше 10 км, то общедоступная береговая полоса – 20 м уреза воды вглубь берега. Ни при каких условиях ограничивать доступ к ней нельзя, если это, конечно, не объекты обороны, безопасности и т.п. Но когда речь не идет о землях обороны и безопасности – это просто самовольный захват. В Подмосковье с этим катастрофа. Если взять, например, водохранилища, самое популярное место отдыха, то там уже захвачено всё.

Минприроды и Росприроднадзор официальной статистики захвата берегов не ведут, к сожалению, хотя меня это не удивляет, потому что, если бы они ее вели, им пришлось бы расписаться в собственной несостоятельности. По нашим сведениям, у нас от 70% до 90% берегов Подмосковных водохранилищ захвачено. Например, на Клязьменском водохранилище вообще не осталось незахваченных земель.

Я могу сказать, почему это происходит. Потому что у нас общество кастовое, у нас все законодательство подчинено интересам узкой прослойки, которая узурпировала власть. В 90-х годах во время этой дикой приватизации раздали лучшие куски собственности нескольким сотням семей, сложился класс супербогатых людей и всех остальных, плюс еще чиновничество, которое их обслуживает. Эта верхняя часть отбросила все ограничения и хапает то, что кажется им наиболее привлекательным. Это берега, в первую очередь, и прибрежные леса. Поэтому здесь существующий закон просто не выполняется. Инициаторами этих захватов являются люди власти и их бизнес-партнеры. На водохранилищах это особенно очевидно – когда ты видишь огромную частную набережную, а там живет какой-нибудь крупный чиновник или крупный бизнесмен, который связан с интересами крупных чиновников. Что далеко ходить – у нас есть комплекс зданий Подмосковного правительства в Красногорске. Сам комплекс зданий Подмосковного правительства является вопиющим примером самозахвата. Они сами взяли и хапнули кусок берега. Более того, прямо из окон Подмосковного правительства, из окон господина Воробьева открывается вид на окрестные берега, которые все захвачены. Понятно, что они не то что с этим не борются, они демонстративно закон не выполняют и сами являются инициаторами его нарушения. И, скорее всего, уже в ближайшее время – поскольку самозахват берегов в Подмосковье принял уже массовый характер, и даже по всей России – кончится это тем же, чем всё кончилось с лесами. Была лесная амнистия. И сейчас, скорее всего, всё идет к тому, что все эти берега, которые они украли и присвоили, они сами себе тоже простят, и будет береговая амнистия. По Подмосковью это особенно очевидно.

Мы имеем дело с начальственным захватом. Тут просто прямая зависимость – чем выше у человека должность, тем больший кусок берега он захватывает.

 2,447 total views,  8 views today

Оставить комментарий

Заполните форму ниже для публикации комментария